Вeснa шлa пoлным xoдoм. Стoлькo oднoврeмeннo счaстливыx лиц Вaсилий никoгдa нe видeл. Война была закончена и он готовился к отправке домой, на Родину. Но перед этим он обязательно должен был заехать в Тюменскую область, передать письмо Колиной семье.
В поезде было людно. Ноги ступить некуда. Но это не мешало веселиться и гулять на полную катушку всем, кто ехал. Не замолкая играла гармошка. Не зная усталости солдаты пели и танцевали. Они возвращались домой. Они победили.
Так с танцами и песнями через несколько дней Василий добрался до Тюменской области, а там, на попутной полуторке и до деревни, где жила семья Николая.
Отыскать где они жили не составило большого труда. Первый встречный указал на искомый дом. Василия в том доме конечно не ждали. Ждали Николая. Похоронка пришла намного позже приезда Васи.
Войдя в калитку, Вася от испуга поторопился вернуться обратно за забор. Массивная овчарка смотрела на него сквозь щели забора и рыча, скалила зубы. Потом последовал гулкий лай пса. Собака металась из стороны в сторону лая на незнакомца.
«Фашистов так не боялся» — подумал Вася и стал ждать, пока кто-нибудь из хозяев выйдет.
Как вдруг на пса кто-то крикнул: «Нельзя!». Пес немного успокоился и лай сменился на рычание.
К Васе подбежал парнишка лет пяти.
- Вам кого? – спросил мальчик.
- Привет, а мама дома? – вопросом на вопрос ответил Василий.
- Дома, пойдемте! – радостно воскликнул мальчик и взяв за широкую ладонь Василия, повел его в дом.
Большой бревенчатый дом, состоял из трех комнат и огромной кухни, большую часть которой занимала печь.
В доме царило спокойствие. Из репродуктора, возле которого сидела молодая девушка, как оказалось позже, это была младшая сестра Колиной жены — Оксана, доносился голос диктора, который что-то вещал. У плиты стояла женщина лет тридцати — тридцати пяти, что-то помешивая в чугунном горшке, когда в открывшуюся дверь вбежал парнишка, а за ним грузно вошел Василий.
Русая кося женщины выходила из платка и была заброшена на правое плечо светлого весеннего платья, на котором разместились желтые и красные цветы. Красивое румяное лицо светилось в улыбке. Она ждала. Ждала своего мужа. Увидев человека в военной форме, лицо ее изменилось, стало суровым.
- Что-то с Колей? – спросила Вера.
Вася долго обдумывал, что и как он будет говорить жене Коли. Обдумывал, когда был в госпитале. Когда с тысячами таких же солдат как и он шел в наступление. Когда оставлял свой автограф на здании Рейхстага. Когда ехал с войны. Эти мысли не покидали его ни на минуту. И когда настал тот момент, когда нужно было говорить, заготовленный в голове текст просто стерся.
- Я воевал с Колей. Коля погиб, — это все, что он смог из себя выдавить. — Вот, — Василий протянул женщине засаленный треугольник — письмо, на котором немного виднелись бурые пятнышки.
Лицо женщины стало темным. Задрожали губы. Вывалившаяся из рук алюминиевая ложка звонко ударилась о чугунную плиту. Женщина пошатнулась и упала.
Василий, сбросив с плеча вещь-мешок, подбежал к ней.
«Воды! Принеси воды!», — крикнул Вася.
Девушка уже стояла с кружкой воды позади Васи.
Отпив немного, Василий с силой подул на женщину, обрызгав ее лицо водой, и немного похлопал по щекам. Глаза женщины открылись, она стали приходить в себя.
Горесть утраты с новой силой ударила. На этот раз была истерика, которая длилась около часа. Сестра утешала ее как могла. Хотя в этот момент, наверное, это было делом бессмысленным. Рев и град слез плавно стихали, переходя во всхлипы и стоны. К вечеру, немного успокоившись, она смогла прочитать письмо мужа и поговорить с Василием.
Василий рассказал, как погиб ее муж и было уже собирался уходить, как вдруг Вера остановила его.
- Ну, куда ты пойдешь, на ночь глядя? – сказала она. — Оставайся, переночуй. Места хватит. Завтра поедешь. Оксан, поухаживай пожалуйста за Василием.
Действительно, куда было идти Василию? В деревне он никого не знал. Даже станции в деревне не было, чтобы там переночевать. Недолго подумав, он согласился.
Вечером Веру никто не видел. Только изредка из комнаты, в которой она заперлась, доносились всхлипывания.
Поужинав, Василий вышел на улицу. Сел на лавочку. Закурил. Минуту спустя вышла Оксана и подсела к нему.
- Ты чего кислый? – спросила она.
- А чему радоваться? — ответил Василий.
- Ну как, живой вернулся, весна. Посмотри, небо какое.
Вася поднял глаза. Чистое небо было усыпано звездами. Они были такими большими и яркими, и находились так близко, что казалось еще немного и они дружно свалятся им на головы. Уж очень он скучал по такому небу. Оно было похоже на его родное небо. Еще маленьким он часто ездил с отцом на сенокос и когда они оставались с ночевкой в поле, он подолгу всматривался в небо, пытаясь сосчитать звезды.
- Пойдем, погуляем, — предложила Оксана.
- Пойдем.
- Я сейчас! – крикнула она, забегая в дом. — Только куртку возьму.
Василий и Оксана прогуливаясь по вечернему деревенскому парку, как вдруг к ним подбежал парень.
- Привет, Оксан! – крикнул запыхавшись парнишка.
- Привет, Леш! – смущенно сказала Оксана.
- А это кто с тобой? Познакомь!
- Это Вася, друг Коли, воевали вместе. Вася, это Леша, мой одноклассник.
Парни пожали друг другу руки.
- А пойдемте к нам, — предложил Алексей.
Василий и Оксана переглянулись и одобрительно махнув головами пошли с Алексеем.
Алексей был небольшого роста, но выглядел довольно-таки крепким. Светло серый свитер с высоким горлом и спортивные брюки подчеркивали его спортивно сложенную фигуру. Пока они шли, Оксана успела сказать Васе, что Алексей ей прохода не дает еще с четвертого класса. Даже жениться предлагал, но она отказалась. «Хороший он парень», — говорила она. — «Но не люблю задавак».
Метрах в пятидесяти стояла группа ребят, парни и девушки лет 16-19.
Алексей представил Василия. Парни уважительно протягивали ему руки, а девчонки, перешептываясь и переглядываясь, хихикали.
Они устроились на лавочке. Ребята начали расспрашивать Василия о войне. Конечно же, отвечать на вопросы ребят «Как там? Да что?» Василию не особенно хотелось, поэтому он больше отшучивался и рассказывал больше смешные истории, невольно заставляя ребят хохотать.
Вдруг он услышал.
- На спор? — спросил Алексей.
Василий затих. Ребята оглянулись. Двое из группы откололись от основной и о чем то спорили.
- Ночью, на кладбище? Еще чего, — отвечал другой.
- То-то же.
Василия очень все это заинтересовало. Он повернулся к Оксане.
— О чем это они? – спросил он тихо.
- Да, Леша тут придумал. У нас в деревне недавно умерла старушка. Слухи ходили, что ведьмой была. Вот он и предлагает всем на кладбище сходить. Проверяет боятся или нет. Говорит, будто бы сам там был и видел, что из земли что-то поднималось. Ему конечно никто не верит, но и проверять тоже боятся конечно, — протараторила Оксана.
- На спор, — крикнул Василий. Ребята обернулись и уставились на него.