Украина скоро возненавидит Америку?

Eсть   ли шaнс в тaкoм случae рaзвeрнуть «нeзaлeжную» к Рoссии

Чeрeз пять лeт укрaинцы будут лютo нeнaвидeть Aмeрику и   aмeрикaнцeв.

Тaкoe мнeниe выскaзaл oпaльный укрaинский олигарх Дмитрий Фирташ, скрывающийся в   Австрии.

Сегодня это странно звучит, потому что украинские власти Америку лижут, целуют, это их   счастье и   все надежды.

Но   попомните мои слова: украинцы очень скоро увяжут в   голове свои беды   — тарифы, безработицу, реформы, которые провалились, и   прочее   — с   Америкой.

И   не   будет нации, которая ненавидит Америку сильнее, чем украинцы

— заявил Фирташ в интервью порталу «Украина.ру».

По   словам олигарха, война на   Украине «уже не   в   моде», а   политическое будущее за   идеологией, направленной на   «сшивание страны». Как следует из   интервью, Фирташ не   собирается отсиживаться за   границей, и   намерен вести политическую борьбу на   Украине именно в   этом русле.

«Надо начать собирать народ, сшивать страну. „ИНТЕР“ (телеканал Дмитрия Фирташа) это делает. Вот организовали мы   трансляцию Крестного хода за   мир. Люди с   Востока и   Запада шли с   молитвой о   единстве страны, о   прекращении кровопролития. Что в   этом плохого?»   — сказал олигарх.

Кроме того, Фирташ предсказал скорые перевыборы Верховной Рады:

«Нынешний состав украинского парламента не   сможет принять законы, которые позволят реализовать Минские соглашения. „Народный фронт“ и   „Блок Петра Порошенко“ слишком задействованы в   процессе войны. Начало такого разговора будет для многих означать конец политической карьеры. Нужны или досрочные выборы, или радикальная перезагрузка Верховной Рады   — с   новыми договоренностями, политическими союзами. Вероятность такой перезагрузки оцениваю в   50 процентов».

Отдельно Фирташ, которого на   Украине считают одним из   авторов проекта «Президент Порошенко», оценил деятельность нынешнего главы украинского государства. Комментируя свою встречу в   Австрии с Порошенко и Виталием Кличко перед выборами президента Украины в   2014 году, олигарх заявил, что он   и   его команда неверно оценили кандидата в   президенты.

«Нам казалось тогда, что Порошенко менее агрессивен, чем другие претенденты, менее склонен к   войне. Он   обещал установить мир. Но   он   всем врал   — от   начала до   конца. Мы   считали, что Порошенко будет меньшим злом, а   он   стал большим злом».

Что стоит за   словами «серого кардинала» украинской политики, означает   ли прогноз Фирташа, что Украина, в   конце концов, снова развернется к   России?

—   Фирташ вряд   ли выражает взгляды украинской элиты. Его прогноз представляется малореальным,   — считает директор Киевского центра политических исследований и   конфликтологии Михаил Погребинский. —   Если Украина и   будет двигаться к   пропасти и   катастрофе, это, скорее, приведет к   власти ультра-радикалов и   ультра-националистов. Такая власть катастрофу лишь приблизит.

Есть и   другой сценарий: уровень жизни на   Украине существенно упадет, еще через 5−7 лет украинская промышленность прикажет долго жить, и   национальная экономика будет перестраиваться на   рельсы обслуживания Европы и, возможно, Ближнего Востока. Прежде всего   — в   аграрном секторе. При таком сценарии огромное число людей, способных работать, уедут отсюда по   чисто экономическим мотивам.

Для меня именно этот сценарий представляется наиболее вероятным. Но   никак не   сценарий Фирташа: осознание большей частью украинского общества того, что во   всем происходящем виноват неадекватный, односторонний выбор в   пользу Запада и   против России.

— Почему украинское общество до   сих пор еще не   связывает свои нынешние беды именно с   США?

—   Одна из   причин   — российская политика, ее   «мягкая сила», которая не   соответствует, на   мой взгляд, нынешней Украине. У   абсолютного большинства украинцев   — даже тех из   них, кто смотрят российское телевидение,   — нет реального представления, чем живет Россия. О   том, что в   ряде областей у   РФ имеются огромные успехи, никто на   Украине не   знает. Зато люди видят российские ток-шоу, на   которых украинскую сторону представляют маргинальные персонажи, вызывающие отторжение даже у   украинской публики. Плюс регулярно слышат мнения влиятельных в   России людей, которые рассказывают об   Украине в   крайне пренебрежительном тоне.

На   мой взгляд, эту ситуацию в   российском медийном пространстве следует решительно поменять. Иначе вероятность, что украинцы захотят двигаться в   другую сторону, становится минимальной.

По   большому счету, чтобы такой разворот стал возможным, должна измениться и   Россия, и   ее   информационное поле.

— Фирташ утверждает, что поставил на   Порошенко, поскольку тот обещал мир, а   в   итоге украинский президент оказался худшим из   зол. Это так?

—   Фирташ прав в   том, что огромное большинство украинцев искренне проголосовали за   Порошенко потому, что он   не   радикальный националист, и   не   «провоенный» политик. Люди верили, что Порошенко хочет добиться мира. И   это чистая правда.

Но   когда Фирташ говорит, что Порошенко оказался худшим из   зол   — я   не   согласен. Порошенко оказался тем, кем оказался   — очень плохим президентом. Но   представить на   его месте кого-то лучшего сейчас просто невозможно. Я   обычно критикую Порошенко, причем жестко. Но   до   сих пор продолжаю считать, что Петр Порошенко   — при всем его цинизме, и   тысяче других недостатков,   — вариант далеко не   худший.

На   его месте мог   бы оказаться нынешний спикер Рады Андрей Парубий, или нынешний секретарь Совета национальной безопасности и   обороны (СНБО) Александр Турчинов. И   это были   бы намного худшие президенты.

— Как следует из   интервью, Фирташ готов вернуться на   Украину, и   начать политическую борьбу за   «сшивание» страны. Это может случиться?

—   Пока пост министра внутренних дел занимает Арсен Аваков, Фирташ вряд   ли сможет вернуться. Но, надеюсь, Аваков удержится в   министерском кресле недолго. И   в   этом случае я   вполне допускаю, что Фирташ приедет на   Украину. Однако представить, что этот олигарх будет играть заметную роль в   украинской политике, весьма сложно.

Дело в   том, что Фирташ до   сих пор никак не   проявлял себя в   качестве политика. Фактически, политические функции от   его олигархической группы выполнял бывший глава администрации президента Януковича Сергей Левочкин, и   я   очень скептически отношусь к   его деятельности.

Да, Фирташ толковый человек. Но   он   не политик и   не   «сшиватель».

— Опальный олигарх предсказывает с   вероятностью 50% досрочное переизбрание Рады. «Перезагрузка» украинского парламента могла   бы сдвинуть Минский процесс с   мертвой точки?

—   Нынешняя Рада, действительно, не   в   состоянии двигаться по   пути мира. Но   пока я   не   вижу субъектов, которые могли   бы существенно поменять политическую линию новой Рады   — той, которую могли   бы переизбрать. Сейчас на   Украине просто нет влиятельных игроков, которые могли   бы — пусть в   коалиции с   «Оппозиционным блоком»   — повлиять на   украинскую политику.

Как показывают опросы общественного мнения, сторонники Минского процесса в   будущей Раде могут набрать не   более трети голосов. И   надо понимать: если дойдет до   перевыборов парламента, этот расклад может существенно поменяться. Кроме того, на   политическом поле могут появиться другие игроки.

— Значит   ли это, что и   экономическое сотрудничество с   РФ, о   необходимости которого говорит Фирташ, не   станет драйвером сближения?

—   Москва сделала ставку на   тотальное импортозамещение, и   дает понять, что без Киева обойдется.

Какое-то сотрудничество между   РФ и   Украиной, вероятно, будет сохраняться   — например, в   энергетике. В   конце концов, Москва не   заинтересована в   коллапсе систем жизнеобеспечения украинских граждан. Но   это сотрудничество будет, скорее всего, минимальным, и   подталкивать к   сближению Москву и   Киев не   сможет…

—   Украинцы вряд   ли возненавидят США, поскольку сейчас делается все возможное, чтобы они ненавидели Россию,   — считает заместитель директора Центра украинистики и   белорусистики МГУ им.   М.В. Ломоносова Богдан Безпалько. —   Градус антироссийской ненависти уже зашкаливает   — это доказывают шаги, которые Киев предпринимает в   ущерб собственной экономике и   интересам собственных граждан.

США, напротив, в   этой ситуации действует умно: поощряя разрыв связей и   ненависть к   РФ, американцы искусственно создают украинскую нацию на   этой идейной основе. Чтобы убедиться в   этом, достаточно заглянуть в   учебники украинской истории, в   которых идеолог украинского национализма Степан Бандера и   главнокомандующий Украинской повстанческой армией (УПА) Роман Шухевич   — герои, а   оба майдана   — позитивные исторические события.

Эта новая украинская нация будет ненавидеть именно Россию и   русских, а   вовсе не   американцев.

— Фирташ может стать центром движения за   «сшивание» Украины?

—   Едва   ли. Думать о   «сшивании» нужно было раньше   — лучше всего в   1991 году, когда Украина только-только получила независимость. Но   и   позже можно было преобразовать Украину из   унитарного государства в   федерацию, обеспечить разнообразие в   гуманитарной сфере, диверсифицировать внешнеполитические связи. А   главное   — учитывать интересы всех граждан, и   отказаться от   политики украинского национализма как основы внутренней политики государства.

Но   ничего этого не   было сделано. А   сейчас сшить несшиваемое уже невозможно. Слишком много событий произошло за   последнее время, и   эти события обеспечили разрыв украинского сознания. Нынешняя Украина существует не   потому, что она   — сильное государство. Просто ряд сильных внешних игроков заинтересованы в   ее   существовании именно в   целостном виде. Но   как долго такое существование продлится   — вопрос по-прежнему открытый…

Из   досье «СП»

Дмитрий Фирташ (51 год)   — один из   самых крупных и   влиятельных украинских бизнесменов, глава национального объединения работодателей.

Родился на   Западной Украине. Владеет крупными активами в   топливно-энергетическом комплексе, химической промышленности. Ему   же принадлежит крупнейший на   Украине телевизионный канал «ИНТЕР».

25   марта 2014 года, через месяц после победы Майдана и   в   преддверии президентских выборов Фирташ провел тайное совещание в   австрийской столице с   Петром Порошенко и   Виталием Кличко. Об   этом спустя год с   лишним под присягой рассказал на   Венском суде бывший глава администрации президента Януковича Сергей Левочкин, который также принимал участие в   этой встрече.

Фирташ уговорил Кличко, который был на   тот момент самым популярным украинским политиком, отказаться от   участия в   выборах в   обмен на   пост мэра Киева. Ставилась задача не   допустить прихода на   высший пост государства Юлии Тимошенко, не   дать шансов внесистемным радикалам и   обеспечить победу Петра Порошенко уже в   первом туре. Именно так и   развивались события.

Самому Фирташу пришлось надолго задержаться в   Вене. По   запросу ФБР он   был арестован в   связи с   обвинениями в   коррупции. Венский суд полностью оправдал Фирташа, отметив политическую мотивированность обвинения.

Андрей Полунин