Парадоксы пропаганды: немецкие СМИ утверждают, что «Москва стала европейским городом вопреки воле Кремля»

Никoгдa Мoсквa нe   кaзaлoсь тaкoй сoврeмeннoй и   oткрытoй миру кaк сeйчaс, пишeт Der Spiegel.

В   вaгoнax мeтрo, парках, ресторанах и   на   кладбищах есть бесплатный беспроводной интернет, парковку можно оплачивать с   помощью смартфона, десятки дорог превращают в   пешеходные зоны, в   городе появилось 300 автоматических пунктов велопроката, а   после полуночи в   парках можно сходить в   кино под открытым небом, рассказывают о   жизни в   российской столице авторы статьи Кристиан Нееф и   Маттиас Шепп.

При этом Москва один за   другим бьет новые рекорды: еще прошлым летом она обогнала Париж и   Лондон по   площади торговых центров. И   все это несмотря на   экономический кризис и   санкции Запада, отмечает издание.

Москва «живет, шумит и   расцветает», продолжают авторы. Новым символом столицы стал Москва-Сити. Пока еще недостроенная «Башня Федерация», высота которой составляет 374   метра,   — это самый высокий небоскреб Европы.

Москвой больше не   правят «преступники, новые русские и   не   считающиеся с   чужими интересами карьеристы», пишут немецкие журналисты.

Она перестала быть местом, где у   человека без денег и   связей нет никаких перспектив. Характер столицы изменился, и   она стала тем, чем не   была никогда: городом для граждан.

В   развитии мегаполиса глянец и   блеск   — это уже не   главное, продолжает издание. Теперь акцент делается не   на   количестве, а   качестве, а   именно уровне жизни. Такой поход противоречит позиции российского президента Владимира Путина, которого «волнует не   благополучие отдельных людей, а   величие и   власть империи», считают авторы. Он   уводит страну прочь от   Запада, «лишает граждан самостоятельности», считают журналисты.

Столица   же, «жителям которой бывший агент КГБ Путин из   Санкт-Петербурга никогда не   нравился», не   соглашается следовать курсу Кремля, пишет издание. Москва 2016 года   — она «одновременно и   бунтарская и   прагматичная», считают авторы. Она смирилась с   присутствием автократа в   Кремле и   его национализмом, но   все равно делает   то, что хочет.

В   то   время как Путин всего лишь «имитирует выборы», городские власти запускают проект «Активный гражданин», в   рамках которого проходят своеобразные мини-референдумы. При этом в   Москве находятся самые «декадентские ночные клубы к   востоку от   Амстердама», а   на   сценах городских театров торжествует авангард.

В   Москве тон задают молодые, образованные люди, в   «продуктовой корзине у   которых лежит не   шашлык с   водкой, а   сыр с   вином», продолжает издание. Москва стала «городом среднего класса». Во   многом это заслуга и   мэра Сергея Собянина, отмечает Der Spiegel. Он   не   либерал, а   «аппаратчик», но   набрал команду из   молодых реформаторов, ход мыслей у   которых отличается от   того, как думает правящая верхушка.

Заместитель мэра Москвы по   вопросам транспорта Максим Ликсутов планирует переделать инфраструктуру города.

«Когда я   заступил на   должность планов по   тому, как предотвратить транспортный коллапс не   было,   — рассказал   он. —   Десятки тысяч москвичей пересели на   машины, чтобы не   ездить на   устаревшем, грязном и   неудобном общественном транспорте». Ликсутов собирается изменить сложившуюся ситуацию:

«Москва должна стать приятной для жизни».

Это будет «сменой парадигмы», пишет Der Spiegel. До   этого город был «всего лишь кулисой для власть имущих», а   теперь станет приятным место для проживания.

В   рамках новой программы московские власти собираются осуществить революцию в   системе общественного транспорта. До   2020 года длина путей в   метро будет увеличена на   140   километров. К   тому   же построят 60   новых станций.

«Мы   хотим сделать Москву образцовым городом в   плане уличного движения»,   — заявил Ликсутов.

Для этого он   пополнил автомобильный парк столицы 5700 новыми автобусами, трамваями и   троллейбусами. Он   увеличил число легальных такси в   8   раз и   добавил выделенную полосу для общественного транспорта. К   тому   же Ликсутов прокладывает велосипедные дорожки и   строит второе кольцо московского метро, отмечают авторы.

По   своим экономическим возможностям Москва превосходит Чехию и   Финляндию, продолжает издание. Столица создает пятую часть ВВП страны. При этом уровень безработицы в   городе составляет меньше 2%. К   тому   же в   Москве появился самый крупный в   России технополис. На   его территории строится большой торговый центр, а   также жилые и   офисные помещения на   десятки тысяч человек.

Стартапы привлекают специалистов, пишет Der Spiegel. Таких как, например, нанофизик Ирина Род. Она вернулась в   Россию с   Запада, куда в   свое время уехали многие из   ее   коллег, «потому что с   технополисом наконец-то возникли условия для нормальной работы». Для таких инвесторов городские власти «растелили красную ковровую дорожку».

Они отменили земельный налог, на   четверть сократили налог на   прибыль, опустили стоимость аренды до   рыночного уровня и   гарантировали, что регистрация стартапа не   займет больше 6   месяцев.

«Для России и   нашей инертной, а   также зачастую коррумпированной бюрократии это сенсация»,   — отмечает Род.

Для художников в   Москве также созданы «тепличные условия», пишет издание.

«Здесь есть все,   — рассказывает о   жизни в   столице российский режиссер Кирилл Серебренников. —   Демократия и   тоталитаризм, роскошь и   нищета, потрясающее искусство наряду с   трэшом, власть и   отсутствие власти, порядка, а   также анархия.

Также здесь проживают люди всех национальностей с   миллионами идей. Москва   — она, как Дикий Запад: в   этом городе можно добыть золота, можно разориться».

«Россия   — страна парадоксов,   — добавил режиссер. —   С   утра ты   можешь получить письмо из   прокуратуры, которая хочет проверить пьесы, которых уже нет в   программе, А   потом выходишь на   улицу и   видишь, что они [власти] построили замечательную пешеходную зону или новый музей современного искусства».

Во   многом облик современной Москвы   — это заслуга экс-главы департамента культуры Москвы Сергея Капкова. Он   хотел привнести разнообразие в   культурную жизнь столицы. Для этого в   одном из   театров он   заменил всю труппу, в   другом   — художественного руководителя. Он   продлил время работы музеев и   перестроил парки в   зоны отдыха   — теперь москвичи могут там танцевать, кататься на   роликах, смотреть кино.

В   2016 году городские власти больше не   могут игнорировать желания жителей города, как это было раньше, пишут журналисты. Москвичи перестали равнодушно принимать решения управленцев, чему поспособствовали тысячи активистов, и   добровольцев или так называемых волонтеров. Кремль конечно   же хочет от   народа обратного, уверено издание:

«Для команды руководителей, находящихся рядом с   Путиным, вмешательство в   государственные дела, попытки изменить что-то снизу   — это чертовщина, ведь там ожидают беспрекословной лояльности».

Благодаря властям города теперь можно голосовать по   вопросам платной парковки, решать, куда и   какой памятник поставить, а   также выбрать дизайн уличных фонарей, но   это и   выгодно Кремлю: «в   то   время, когда общественно-политическая жизнь в   Москве   — городе с   наибольшим количеством протестных избирателей   — фактические запрещена, таким образом можно сдерживать недовольство населения», пишут авторы в   заключение своей статьи.