Этoт цикл рaсскaзoв o мoeм xoрoшeм другe, чaстнoм дeтeктивe Джoнe Мэнсoнe, вeсьмa стрaннoм и нeoрдинaрнoм чeлoвeкe, чьи умствeнныe спoсoбнoсти вызывaют лишь восхищение.
Я знаком с ним уже много лет, но не имел деловых отношений, до несчастного случая, произошедшего с ним в том году, вследствие которого он и стал весьма странной и неординарной личностью, а я его помощником.
А теперь начну все по порядку и расскажу о нашем первом общем деле.
Раним утром Джон прислал мне на телефон пустое сообщение. Это могло означать лишь одно – то, что он ждет меня у себя дома не позже чем через час. Поднявшись с кровати и поцеловав еще спящую жену Элизабет, я тихо снял со стула одежду и выскользнул из спальни.
Одевшись, быстро перекусил сэндвичами, оставил записку о том, что ухожу по важным делам, покинул дом. Не успел я пройти и пару кварталов, как зазвонил телефон.
— Элизабет?
- Джеффри, ты куда уже убежал в такую рань?
- Я к Джону, у него наконец-то появилось для меня первое дело.
- Джефф, какое еще дело, ты время видел? Какие могут быть дела в полпятого утра?
- Эли, ты, наверное, забыла… Я тебе говорил, что теперь буду помогать Джону в расследованиях.
- Я надеюсь, это не опасно?
- Это не опасно, Эли, как только я что-то узнаю, то сразу позвоню тебе.
- Хорошо. Я надеюсь, это хоть прибыльно?
- Эли, я не знаю… Первый раз же иду помогать…
- Хорошо. Позвонишь…
На самом деле я знал, какой доход имеет Джон, но не мог сказать этого жене, потому что в основном он покрывал лишь расходы на дорогу. Редко попадались богатые, а тем более щедрые клиенты. Так что Джона можно отнести к благодетелям. Он не был бедным человеком, но и к богачам его нельзя было отнести, так, держал свой небольшой продуктовый магазин, доставшийся по наследству от родителей. Я же занимаюсь фрилансом, пишу статьи на заказ. Доход не стабильный, но на жизнь хватает.
Минут через двадцать пять я позвонил в дверь. Джон открыл ее и жестом пригласил войти. Еще минут через двадцать мы вышли из дому, сели в его машину и поехали к клиенту. Как сейчас помню, как мы выглядели. Я — худой, в брюках, пиджаке и лакированных туфлях, и Джон — крепкого телосложения в черном спортивном костюме, в такого же цвета кепке и кроссовках.
По дороге Джон объяснил в чем заключается дело. У Чарльза Брейвика похитили его любимую собаку. Полиция не занимается такими делами, и поэтому он был вынужден обратиться к нам. Я решил блеснуть умом и выдал свое предположение о том, что собака наверняка породистая и дорогая, и ее украли, чтобы продать или же потребовать выкуп. Мой друг похвалил меня за сообразительность и рассказал, что пес на самом деле обычная дворняга и не имеет весомой ценности, кроме как для Чарльза. Он ее не то что сильно любил, а был обязан ей жизнью. Пять лет назад Арч защитил его от стаи бродячих псов, прикрыв собой. И это учитывая, что он был такой же голодный и находился в той же стае. После этого Брейвик забрал его себе.
Закончив рассказ, Джон дал свой телефон и попросил прочитать открытые вкладки с новостями. Из них я узнал, что в городе, в который мы направлялись, бесследно исчезли все бродячие псы. И один из журналистов предполагает, что их используют в качестве мяса для фарша.
Я поинтересовался у коллеги, что он думает по этому поводу, Джон пожал плечами.
Следующая вкладка поведала мне о том, что в этом же городе проводятся незаконные собачьи бои, но где именно никто не знает, да и вообще нет полной уверенности, что это правда.
Я решил на этот раз не задавать Джону вопрос, но он снова пожал плечами.
Когда мы приехали и вышли из машины, Джон начал себя немного странно вести. Он подходил к каждому фонарному столбу и всматривался в объявления. Я потом только понял, что вероятно он ищет, нет ли среди них объявы о пропаже Арча. Только зачем ему это надо было, я так и не сообразил.
Потом он открыл на телефоне карту и показал мне где находится собачий приют. Я решил промолчать, потому что не понял, что он этим хочет сказать. Мы снова сели в машину и через пять минут припарковались возле дома клиента.
А вот теперь пришло время рассказать, почему же Джона считают «странным» и зачем ему я.
Брейвик с нескрываемым любопытством и недоразумением наблюдал за действиями Джона. Я же, как его лучший друг, знал о его «особенностях» и понимал такую реакцию и ожидал вопроса, который не заставил себя долго ждать.
- Джефф… Мне, конечно, неловко такое спрашивать, но…
- Поверьте, Чарльз, Джон — лучший детектив в нашей стране. Вам, конечно, он кажется немного чудаковатым, а вернее даже «больным», возможно, психопатом, но это во все не так. Такое поведение следствие жуткой аварии, в которую он попал год назад. С тех самых пор он не может выговаривать большую часть слов, — не дав озвучить вопрос, проговорил я.
- Ясно. Сочувствую. Но, а зачем он надел на руку эту ужасную куклу и разговаривает…
- Джон с помощью этой куклы ведет диалог сам с собой. Таким образом он размышляет и прикидывает возможные варианты… Почему она так страшно выглядит, этого я вам не могу рассказать. Не из-за того, что это тайна, я просто сам не знаю, — снова не дав договорить, ответил я.
В дальнейшем «перебивать людей» вошло в мою привычку. Я не хотел казаться грубияном или слишком умным, просто так получалось.
Брейвик был удовлетворен моими ответами и продолжил наблюдать за происходящим. А посмотреть было действительно на что, но вначале расскажу немного о кукле.
Я не солгал, сказав, что не знаю, почему кукла так выглядит, Джон всегда уходил от ответа на этот вопрос. Как и не признавался, откуда она у него взялась. Поэтому я пришел к выводу, что, вероятнее всего, он сделал ее сам. Кстати, ей он пользовался и до аварии.
А теперь представьте себе круглую голову, на которой вместо ушей торчат рога, вместо глаз лишь впадины, рот плоский и зашитый, носа вообще нет, лишь густые усы, а вместо шерсти какие-то рыбьи чешуйки. А часть, в которую вставляется рука — обычный черный кусок ткани.
Теперь я хочу, чтобы вы узнали о чем, а главное как говорил Джон. Понять будет весьма сложно, но возможно.
Разговор звучал так:
- Сколько ты видишь топ-топов? — показывает два пальца, — Значит, их было… — снова показывает два пальца.
После этих слов Джон подобрал опавший лист и провел им по земле и продолжил говорить:
- Лохматый был обычный и не имел звона монет. Зачем тогда его … — развел руками, — может, это сделали… — указал рукой на забор, — Нет, это вряд ли, проще было бы … — показывает, будто что-то кладет в рот и закатывает глаза, — Может, было еще что-то, как лохматого?
Джон посмотрел на Чарльза, а тот вопросительно глянул на меня.
- Он имеет в виду, может, у вас еще что-то пропало кроме собаки? – объяснил я.
- Все на месте, я проверял, — ответил Брейвик.
- Тогда нам надо пройти к клеткам с лохматыми, — проговорил мой коллега.
- Он говорит, что надо посетить местный собачий питомник, — пояснил я.
- Как вы вообще понимаете, что он говорит? — удивленно спросил Чарльз.
Я пожал плечами, как это делает Джон, и ответил, что сам не знаю, просто понимаю.
Затем мы сели в машину и втроем поехали в тот самый собачий приют, который мне показывал Джон на карте.
Я даже не догадывался, зачем мы туда едем, и что он там хочет найти.
Как только мы поприветствовали владельца приюта, Джон сказал ему:
- Мы хотим купить бойца.
На мое великое удивление хозяин сразу понял, о чем его просят, и предложил нам пройти за ним в конец территории. Хотя я, как знаток речи друга, не сразу сообразил, что он имел в виду. Но пока мы шли, я вспомнил о статье про собачьи бои, и все стало яснее.
Мы подошли к десятку клеток с мускулистыми собаками. Да, представьте себе, у собак были мускулы словно у людей. Джон указал на одну из клеток и сказал:
- Хочу увидеть в деле.
Владелец снова все понял, у меня даже закралась мысль, будто бы они давно знакомы, иначе как объяснить, что он понимает речь Джона.
Мужчина вывел указанного пса и завел его в рядом стоявший загон. Затем прошел в какую-то старую постройку и через минуту вывел оттуда захудалую псину.
Неожиданно Чарльз закричал:
- Арч! — и бросился бежать к задохлику.
Джон предугадал действия хозяина приюта и бросился к нему, не дав успеть тому перелезть через забор и сбежать. Теперь я понял, почему Джон носил исключительно спортивный костюм, я бы в своем смокинге навряд ли бы смог догнать беглеца.
Дело о похищении Арча было раскрыто. Хозяин приюта и его работники были арестованы. Джон рассказал мне, как раскрыл это дело, я пересказал это Чарльзу, а теперь поведаю и вам.
- Помните, я говорил, что Джон рассматривал объявления на фонарных столбах? Я еще думал тогда, что он ищет объяву о пропаже Арча… На самом деле он изучал объявления и благодаря этому узнал, что пропажа собак здесь не редкость. Добавим к этому еще статью про пропажу бродячих псов и статью о бойцовском собачьем клубе.
И вот, сопоставив лишь три этих фактора, Джон пришел к выводу, что в этом городе действительно проводятся собачьи бои. А где лучше всего дрессировать бойцов, как не в собачьем питомнике! А на ком их лучше всего дрессировать, как не на других собаках!
Напоследок объясню, что же имел в виду Джон, осматривая место преступления.
Два «топ-топа» означало, что преступников было двое.
Когда Джон проволок листик по земле, он намекал, что Арча волокли по земле, это еще раз подтверждало, что пес не имеет ценности.
Следующая догадка была в том, что может собаку похитили соседи? Именно поэтому Джон и указывал на соседский забор. Но это было бы глупо, легче было бы просто отравить пса. Поэтому Джон показал, что кладет что-то в рот и закатывает глаза, будто умирает.
До скорой встречи. Если я, конечно, выживу, потому что я забыл позвонить Элизабет.